Кадастровая палата Воронежской области провела горячую линию для граждан по «гаражной амнистии». За два часа консультацию специалистов получили 20 человек. Больше половины вопросов затрагивали порядок оформления земельных участков под гаражами в гаражных кооперативах. Также граждане интересовались регистрацией прав гаражей на своих участках и перечнем необходимых документов для «гаражной амнистии».
С 1 сентября этого года у граждан появилась возможность в упрощенном порядке оформить в собственность гаражи и земельные участки под ними. Поводом послужило вступление в силу Федерального закона от №79-ФЗ, который прозвали «гаражной амнистией». Воспользоваться таким шансом граждане могут до 1 сентября 2026 года.
«Гаражная амнистия» распространяется на отдельно стоящие гаражи, а также на те из них, которые находятся в гаражных кооперативах и товариществах. Такие гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации. Эти объекты должны быть капитальные, т.е. иметь прочную связь с землей, и созданы до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (до 30 декабря 2004 года). При этом необходимо, чтобы постройка не была признана самовольной по суду или решению органа местного самоуправления, а земля под гаражом являлась государственной или муниципальной.
Не попадают под «гаражную амнистию» гаражи, которые являются объектами вспомогательного использования по отношению к индивидуальным жилым и садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе используемых для ремонта, технического обслуживания и мойки транспортных средств. В отношении самовольных построек, гаражей в многоквартирных домах, в том числе подземных, а также объектов, построенных после 30 декабря 2004 года, нормы данного закона не применяются.
На некапитальные гаражи (в частности, ракушки) амнистия не распространяется, но есть исключения. К ним относят некапитальные гаражи в старых гаражных кооперативах, земля которым была выделена в постоянное (бессрочное) пользование.
Воспользоваться «гаражной амнистией» смогут как сами владельцы гаражей, так и их наследники. Для этого нужно включить в перечень документы, подтверждающие право на наследство. Покупатели, которые приобрели гаражи у лиц, имеющих право на «гаражную амнистию», тоже смогут оформить свою недвижимость.
Прежде чем начать оформление гаража, необходимо изучить все документы, которые есть в наличии. Главное, чтобы они имели хоть какое-то отношение к гаражу. Это может быть:
- любое решение органа власти (в том числе советского периода), которое подтверждает, что вам когда-то был предоставлен участок под гараж;
- любое решение завода, фабрики, колхоза, совхоза или какого-то еще предприятия (которое организовывало гаражный кооператив);
- справка или другой документ, подтверждающие выплату пая в гаражном кооперативе;
- решение общего собрания гаражного кооператива, подтверждающее выделение вам гаража;
- старый технический паспорт на гараж от БТИ;
- документы о подключении гаража к электросетям или иным инженерным сетям;
- документы о наследстве, если гараж принадлежал кому-то из родственников;
- документы, подтверждающие приобретение гаража у другого лица (которому он когда-то был выделен, подарен, куплен) и др.
В зависимости от документов, а также от того, стоят ли гараж и земельный участок под ним на кадастровом учете, оформлялось ли право на один из данных объектов недвижимости, можно выделить несколько ситуаций. Ответы можно найти в пошаговых методических рекомендациях по реализации «гаражной амнистии», которые разработал Росреестр.
По итогам горячей линии жителей Воронежской области больше всего интересовал порядок оформления земельных участков под гаражами. Ситуация, когда на гараж в гаражном кооперативе (ГСК) зарегистрированы права, а на землю нет, довольно распространена. Для ее оформления необходимо, чтобы участок был образован под конкретным гаражом, а не под всем массивом ГСК.
Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки схемы расположения земельного участка под гаражом. Схему должен утвердить орган местного самоуправления соответствующей территории. Жителям Воронежа следует обращаться в департамент имущественных и земельных отношений (ДИЗО). На его сайте указаны условия получения земельных участков в собственность, образец заявления по «гаражной амнистии», а также список необходимых документов.
В случае положительного решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка владельцу гаража следует обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана. После чего обратиться в орган местного самоуправления. В случае принятия положительного решения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган самостоятельно направляет в Росреестр необходимые документы для государственной регистрации. Госпошлина не уплачивается.
После внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости собственник получит выписку на земельный участок.
При наличии технического паспорта на гараж, изготовленного до 1 января 2013 года, или договора купли-продажи, мены, дарения, заключенных до 31 декабря 1998 года, владелец может подать заявление в орган регистрации прав о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Сделать это можно в офисах МФЦ, через выездное обслуживание Кадастровой палаты, почтовым отправлением или с помощью официального сайта Росреестра.
«Оформляя свои земельные участки и гаражи в собственность, их правообладатели смогут свободно распоряжаться данными объектами недвижимости и защитить свои права при возникновении различных споров», – отметила заместитель директора-главный технолог Кадастровой палаты Воронежской области Екатерина Бобрешова.
Получить консультацию по вопросам «гаражной амнистии» можно в офисе «Мои Документы» Центрального района Воронежа. Еженедельно по четвергам ее проводят специалисты Кадастровой палаты Воронежской области и регионального Управления Росреестра.
Жители районов Воронежской области также могут получить разъяснения специалистов профильных ведомств по вопросам «гаражной амнистии» в своих офисах многофункциональных центров «Мои Документы», а ДИЗО каждый четверг проводит для граждан горячую линию по телефонам: 8 (473) 212-73-47, 8 (473) 212-73-45.